Роль святого Бенедикта в зарождении монашества

Бенедикт Нурсийский

Порождение христианской религии, монашество являет собой форму аскетического идеала, в основе которого – дуалистическое восприятие мира. Монах старается приблизиться к Богу, отринув все земное и искоренив зло в душе. Монашество зародилось на Востоке, сначала как одиночный аскетизм (анахоретство), а затем в форме общежитий – лавр и монастырей. С Востока монашество распространилось и на Запад. Героизм аскетов, их отречение от мира и борьба со злом и искушениями тела и духа, надежда на одного Бога – все это будоражило умы людей и обусловило начало широкого монашеского движения в V–VI вв. н. э. в Европе.

Устав Бенедикта

Надо признать, что на Западе анахоретство никогда не имело твердой почвы под ногами из-за географических и климатических условий. Отсутствие пустынь, непроходимых гор усложняло полный уход от мира. Поэтому здесь большее распространение получили формы именно общежитийного монашества.

Поначалу не было общих правил и форм совместной монашеской жизни, все находилось в поиске, становлении. Местные условия требовали видоизменения положений, которые были возможны на Востоке, но малодостижимы на Западе. Многие деятели пытались составить своды правил и приспособить восточный идеал монашества к реалиям Западной Европы. «Отцом западного монашества» считается святой Бенедикт (ок. 480 – 547). Начав свой путь анахоретом, позже он основал монастырь в Монте-Кассино, что в итальянской Кампании. В нем он и провел жизнь до самой своей смерти и там же написал знаменитый устав, который имел громадное значение для дальнейшего развития монашества в Европе. Ниже представлены его основные положения.

Устав Бенедикта

  1. Для Бенедикта монашество – это служение Господу. Монахи – это своего рода воинство Христово. А в любом воинстве нужна дисциплина и порядок. Эту роль берет на себя устав, закон ненарушимый и непреложный. Монастырь – это школа, которая пестует и воспитывает воинов Христа.
  2. Практически все в монастыре должно быть подчинено надзору старших, индивидуализм низведен до самых низких пределов. Все это сделано для того, чтобы монах стал «одним из», составной частью воинства Христова. Все монахи монастыря должны полностью повиноваться аббату, который выполняет роль «военного предводителя». Монахи же – рядовые воины. Аббат – отец для них, а все они друг другу братья.
  3. Служение Господу предполагает практически полный отказ от сношений с миром. Монах должен посвящать себя лишь Богу; выходить за пределы монастыря, разговаривать с гостем, даже видеться с родными или переписываться с ними – ничего этого монах не может делать без позволения аббата, который является единственным представителем монастыря вне его стен.
  4. Ограничивая отношения с внешним миром, Бенедикт возводил на новый уровень хозяйственную деятельность монахов. Теперь это не только одна из форм служения Богу, но и жизненная необходимость. Организация и общность труда монахов была немыслима без некоторого общения. Весь вопрос был в том, как предотвратить его опасные последствия и не дать общению сбить монаха с пути самосовершенствования.
  5. Монастырская жизнь пресекает любое богатство и стяжательство, предписывая бедность и целомудрие. Монах должен отринуть все земное и стремиться к любви к Всевышнему, из которой произрастает любовь к ближнему и добрые поступки.
  6. Особое место в уставе занимает смирение – главное мерило добродетели. Согласно Бенедикту, есть 12 ступеней смирения, которые, подобно лестнице Иакова, приближают монаха к Господу и всеобъемлющей любви. Эта любовь освобождает его от страха и превращает в вершителя воли Христа.

Изображение из устава

Дальнейшая судьба

Бенедикту удалось то, чего не удавалось до него многим – соединить восточный идеал с особенностями западной жизни и культуры. Универсальность, краткость и вместе с тем полнота устава обеспечили ему довольно быстрое и успешное распространение по Италии, Франции, землям Германии и Испании. Его же принял под свое покровительство папа римский, что позволило объединить и организовать процесс развития монашества и роста монастырей по Европе.

Добавить комментарий